19 апреля 2019
МЕРОПРИЯТИЕ ПО-ВЗРОСЛОМУ
Back

Так получилось, что уже больше десяти лет я участвую в организации деловых мероприятий для компаний рынка товаров для взрослых: производителей и поставщиков продукции, которая традиционно продаётся в секс-шопах. В 2004-2006 годах я работал в пресс-службе выставки «Эрос Москва», а в 2013 году нашим клиентом стала компания, входящая в ТОП-3 крупнейших дистрибьюторов товаров для взрослых в России.

И когда мы начали общение с нашим новым клиентом, больше всего меня удивило то, что риторика игроков рынка за десять лет практически не изменилась: что в 2004-м, что в 2014-м компании, которые продают товары для взрослых, говорят и мечтают о том, чтобы их рынок, наконец, вышел из тени и перестал ассоциироваться с чем-то извращённым, запрещённым и маргинальным.

На самом деле, причины для такого отношения есть. Хотя сами товары для взрослых, а к ним относятся игрушки, костюмы, бельё, некоторые фармацевтические продукты, не являются запрещенной продукцией, их продажа существенно ограничена: товары не должны быть видны с улицы, а вход в магазин допускается только для лиц, достигших 18 лет. Вот и получается, что магазины размещаются в глухих подвалах и палатках у метро. К тому же, консервативность нашего общества до сих пор мешает такой продукции позиционироваться, как товары для счастливой и гармоничной жизни, а именно так продвигаются товары для взрослых в странах с развитыми рынками: США, страны Европы и Азии.

Во всем мире уже много десятилетий товары для взрослых являются огромным рынком, на котором представлены все виды коммуникационной активности, включая по-настоящему масштабные мероприятия, такие как отраслевые выставки и конференции.

На этих мероприятиях заключаются серьёзные контракты, обсуждаются какие-то невероятные космические технологии производства, внедряются последние достижения медицины и фармацевтики. Но не в России.

И вот, в 2013 году мы впервые встретились с клиентом, который очень осторожно искал возможность провести «нормальное» (именно такими словами!) деловое мероприятие, посвященное производству и продаже товаров для взрослых. Проблема заключалась в том, что люди из этой отрасли настолько привыкли к своему маргинальному положению, что практически не допускали использования стандартных форматов, которые применяются в других отраслях. Рынок мероприятий отрасли товаров для взрослых на тот момент представлял пару ежегодных выставок (очень небольших) и редкие семинары, конференции и встречи, проходившие, чаще всего, в рамках этих двух выставок.

Нам захотелось сделать всё по-новому и перенести опыт проведения деловых мероприятий на отрасль, в которой этого нет.

Во-первых, мы предложили использовать совмещенный формат мероприятия: перемешать тусовку, презентации от иностранных производителей и легкую экспозицию. У мероприятия было две основных задачи: дать площадку иностранным производителям (вендорам) для презентации своих новых коллекций, и спозиционировать нашего клиента, как передового и самого яркого игрока на рынке – как для внутрироссийских клиентов, так и для иностранных крупных производителей. Формат большого целодневного мероприятия, совмещающего деловые презентации, фуршет, pop-up экспозицию и вечерний приём позволял решить все задачи разом.

Во-вторых, мы настойчиво предлагали использовать нестандартную площадку: уйти от специализированных (и унылых) выставочных комплексов и конгресс-центров, и использовать формат ресторана или ночного клуба с несколькими залами. Надо отдать должное нашему заказчику: руководители компании вняли нашим уговорам, выделили дополнительное финансирование, и мы смогли позволить себе не пустой конференц-зал, а большой клуб-ресторан в центре Москвы.

В-третьих, совместно с клиентом мы придумали название и бренд для нового мероприятия. В итоге, мы создали по сути новое мероприятие на рынке – со своим уникальным названием, брендом, содержанием и, что ещё более важно, со своим характером.

В первый же год мероприятие буквально встряхнуло рынок, потому что до сих пор никто не делал такого открытого и яркого мероприятия для компаний, которые продают товары в интим-магазинах. Иностранные спикеры, которые стали нашими спонсорами, отозвались о событии очень тепло, о нас написали в нескольких европейских специализированных изданиях – настолько необычным стало мероприятие для российского рынка.

Да, были определённые особенности подготовки и проведения, о которых необходимо рассказать. Например, нам пришлось завесить большие панорамные окна ресторана, где мы проводили мероприятие. Кстати говоря, не все площадки, с которыми мы вели переговоры, соглашались принять наше мероприятие: косность и консервативность сознания проявилась даже у менеджеров нескольких известных площадок – нам просто отказывали, хотя, повторюсь, мы собирались делать не тусовку извращенцев, а вполне традиционное деловое мероприятие. Просто для необычной товарной категории.

Неожиданно мы столкнулись с тем, что наш заказчик, поставив задачу провести свежее современное бизнес-мероприятие, с большим трудом отказывался от привычных для них элементов: эротические шоу разного уровня качества, спорные приёмы в продуктовых презентациях, эпатажные фрик-гости, известные своими выступлениями на закрытых тематических вечеринках. Мы долго убеждали клиента отказаться от привычных для них элементов и всё-таки достигли компромисса – мероприятие действительно стало бизнес-тусовкой, а не тематической сходкой.

Во второй год мы закрепили формат и сделали мероприятие более масштабным, с дополнительными техническими элементами, более серьёзной программой и более продуманной afterparty. После второго года проведения, событие уже могло называться традиционным, нашему клиенту было проще работать со спонсорами и приглашать гостей. Было важно, что мероприятие не прекратило существование, а, наоборот, продолжило развиваться. Опять была площадка в центре города, мы даже осмелились оформить яркий вход – буквально посреди дневной московской суеты, а не в закрытом конференц-зале в глубине Сокольников.

Третий год стал решающим и определяющим в проведении мероприятия. Мы немного поменяли формат и вместо обычных презентаций мы создали настоящее большое ток-шоу, гостями которого стали последовательно шесть человек, включая трёх иностранцев. Мы прописали для него двуязычный сценарий. Аудитория задавала вопросы, к нашему облегчению всё получилось и ток-шоу оказалось по-настоящему интересным и динамичным. Такой формат стал более органичным для наших гостей, чем стандартная презентация от спикера к залу. Важно и то, что мы создали атмосферу большой игры, все что-то обсуждали, делились мнениями, спорили – у нас получился классный нетворкинг.

Мы вышли из формата ночного клуба и провели событие в галерее MOD Design – фактически наш клиент и его продукция впервые оказались в центре дизайна, в свете софитов, вышли на уровень художественных выставок и светских приёмов.

Кстати говоря, яркий и, подчас, футуристический дизайн товаров и костюмов, обилие иностранцев и гости, которые были рады оказаться в таком необычном и даже светском месте, – все это очень хорошо гармонировало между собой и создавало ощущение по-настоящему классного мероприятия.

Самое приятное в этой истории – то, что мы смогли в чём-то поменять психологию нашего клиента, его гостей и партнёров. Три года назад они думали о проведении скромного мероприятия в конференц-зале на окраине Москвы. Боялись, что никто не придёт, что будет скучно и неинтересно. Но у них было желание изменить подход к организации своих отраслевых событий, и мы смогли им в этом помочь. Главное – не зацикливаться на характере продукции заказчика, а сосредоточиться на бизнес-задачах: создать мероприятие для комфортной презентации продукта, для нетворкинга, для знакомства и обмена информацией, помочь продавцам продать, а покупателям – купить. Думаю, при таком отношении не будет иметь значения для кого ты работаешь и какой товар или услугу продвигаешь. У каждого бизнеса есть суть – и суть бизнеса практически неизменна. Нужно не обращать внимания на шелуху и стереотипы, не мыслить шаблонами, а профессионально подходить к решению бизнес-задачи.

 

Игорь Полонский

Впервые опубликовано на Event-forum.ru

More articles

Один хороший фокусник однажды рассказал, что самые худшие зрители – это сильно подвыпившие гости праздника и… дети. Объединяет эти две категории то, что они настойчиво хотят узнать, как именно происходит фокус, и раскрыть тайны фокусника: хватают за руки, лезут в карманы, заглядывают за плечо. А ведь если узнать, как именно делается фокус, то происходит худшее – он перестает быть волшебством и становится просто обманом.

Недавно у нас на собеседовании была девушка, которая в ответ на гордый рассказ о том, в каких городах мы уже поработали, с ужасом спросила: «Надеюсь, не слишком часто надо будет уезжать?!.» Честно говоря, я даже не сразу понял суть вопроса, поскольку мне в голову не могло прийти, что человек, который хочет устроиться в ивент-агентство, не хочет поездить с мероприятиями в разные города и страны. Оказалось, все именно так. Она, конечно, нам не подошла – по этой и другим причинам. И мне подумалось, что профессия ивент-менеджера требует вполне конкретных свойств личности, то есть далеко не каждый человек сможет стать настоящим организатором мероприятий.

Не будет откровением сказать, что многие компании (если не большинство) сейчас стараются сократить затраты на организацию традиционных корпоративных развлекательных мероприятий для сотрудников. Кто-то полностью отказывается, а кто-то старается сохранить традицию проведения мероприятий, но значительно урезает затраты на внутрикорпоративные события.

Фотоотчет – это чуть ли не основное свидетельство, по которому будут судить о вашем мероприятии и коллеги, и потенциальные заказчики. Коллеги будут учиться на вашем опыте, а потенциальные заказчики с первого взгляда решат – нравится им ваша работа, или же ваши мероприятия не дотягивают до нужного уровня. Но есть у фотоотчетов и другие задачи: фотографии гостей попадут в социальные сети, фотографии руководителей попадут в официальные сводки, а фотографии артистов, деталей мероприятия и логотипов заказчика украсят будущие презентации. Выходит, что каждый фотоотчет с мероприятия – это важный инструмент развития организатора. Так что к организации фотоотчета надо подойти с умом.

Церемония награждения — один из самых любимых форматов многих event-менеджеров. Тут нет места для пустой болтовни, ведущим не нужно придумывать конкурсы, чтобы разбавить шоу, в организации не должно оставаться места для неподготовленных сюрпризов и открытий. Четкость логистики и детальность сценария здесь важнее креатива и оформления. Церемония награждения — очень строгий формат мероприятия, а проблемы у всех организаторов одни и те же: как удержать внимание зрителей и как не испортить минуту славы победителям.

Информационное партнерство, медиа-сотрудничество, бартер – слова, которые наводят ужас и на PR-специалиста, и на журналиста. Первые понимают, что их ждут долгие уговоры, изобретение «плюшек» и бесконечных медиа-китов, а вторые знают, что теперь их будут мучить глупыми вопросами из серии: «Ну что, вы напишете про нас?», «А вы точно придёте? У нас же фуршет, и обед, и пакет с материалами для вас». В общем, обе стороны знают, что будет весело, суетно и, скорее всего, очень непросто. Так думают и 80% pr-менеджеров и журналистов, которым приходится работать в сложном, но крайне интересном поле конференционного пиара.

Корпоративное мероприятие сегодня очень сильно меняется. И дело не в изменении бюджетов или трендов. Внутренние события в компании подчиняются логике любого экономического процесса – они должны становиться эффективными. Любой бизнес стремится к увеличению эффективности, и каждый элемент бизнеса или компании должен приносить максимальную пользу, приносить возврат от инвестиций, давать ощутимый эффект в выручке, лояльности клиентов и сотрудников, узнаваемости и восприятии бренда. В том виде, в котором существовали корпоративные мероприятия еще 5-7 лет назад, не было ни эффективности, ни позитива для бизнеса. Сегодня все поменялось.

Не знаю, у всех ли ивент-менеджеров возникает такое чувство, но у меня – регулярно. Сложно описать, но это что-то вроде дихотомии самовосприятия: твои ежедневные профессиональные задачи и проблемы никак не вяжутся с тем, как твою профессию воспринимают окружающие люди. Еще пару лет назад моя бабушка предлагала мне «заняться каким-нибудь бизнесом», хотя у нас уже было действующее агентство, офис, мы платили налоги. До сих пор мне сложно объяснить людям в неформальном общении, чем именно мы занимаемся и что организация мероприятий – целая отрасль.